Чтобы разобраться с данной задачей, давайте рассмотрим основные принципы геометрической оптики, которые здесь применяются.
Представим себе следующую схему: маленькая лампочка (источник света) находится на определенном расстоянии от непрозрачной перегородки с круглым отверстием, а за перегородкой на некотором расстоянии от неё расположен экран.
Обозначим:
- ( L_1 ) — расстояние от лампочки до перегородки,
- ( L_2 ) — расстояние от перегородки до экрана,
- ( r ) — радиус отверстия в перегородке,
- ( R ) — радиус освещенного пятна на экране.
По условию задачи, расстояние от лампочки до экрана в 5 раз больше расстояния от лампочки до перегородки. Это означает, что:
[ L_2 = 4L_1 ]
(Поскольку расстояние от лампочки до экрана ( L_1 + L_2 = 5L_1 ), то ( L_2 = 4L_1 )).
Теперь рассмотрим, каким образом свет от лампочки проходит через отверстие в перегородке и попадает на экран. Лучи света, проходя через отверстие, формируют конус света, который расширяется по мере удаления от перегородки. Радиус освещенного пятна на экране будет зависеть от угла этого конуса.
Рассмотрим треугольники, образованные лучами света. Один треугольник имеет основание равное радиусу отверстия ( r ) и высоту ( L_1 ). Другой треугольник будет иметь основание равное радиусу освещенного пятна ( R ) и высоту ( L_1 + L_2 ).
Поскольку эти треугольники подобны, отношения их сторон равны:
[ \frac{R}{L_1 + L_2} = \frac{r}{L_1} ]
Подставляем ( L_1 + L_2 = 5L_1 ):
[ \frac{R}{5L_1} = \frac{r}{L_1} ]
Решаем уравнение для ( R ):
[ R = 5r ]
Теперь подставляем значение радиуса отверстия ( r = 0.2 ) м:
[ R = 5 \times 0.2 ]
[ R = 1 \text{ м} ]
Таким образом, радиус освещенного пятна на экране равен 1 метру.