Для ответа на этот вопрос необходимо вспомнить принцип работы теплового двигателя и законы термодинамики. Тепловой двигатель преобразует тепловую энергию в механическую работу. Эффективность этого процесса характеризуется коэффициентом полезного действия (КПД), который определяется как отношение полезной работы к затраченной тепловой энергии.
Рассмотрим каждое утверждение:
1) КПД теплового двигателя может превышать 100%. Это утверждение неверно. Согласно второму закону термодинамики, невозможно полностью преобразовать тепло в работу без потерь. КПД больше 100% означал бы, что двигатель производит больше энергии, чем потребляет, что нарушает закон сохранения энергии.
2) КПД теплового двигателя не может превышать 30%. Это утверждение не является универсально верным. КПД реальных тепловых двигателей может варьироваться в зависимости от их конструкции, рабочей температуры и других факторов. Например, современные паровые турбины и двигатели внутреннего сгорания могут иметь КПД значительно выше 30%. Однако в обычных условиях, например для автомобильных двигателей, КПД может находиться в пределах 20-40%.
3) КПД теплового двигателя всегда меньше 100%. Это утверждение верно. Как говорилось ранее, из-за второго закона термодинамики и неизбежных потерь (например, на трение, теплопроводность и т.д.), КПД любого реального теплового двигателя всегда будет меньше 100%.
4) КПД теплового двигателя может равняться 90%. Это утверждение, как правило, неверно для традиционных тепловых двигателей. В реальных условиях такие высокие значения КПД недостижимы из-за ограничений, накладываемых термодинамическими циклами и неизбежными потерями энергии. Однако в теории, при определённых условиях и использовании идеальных материалов, можно достичь значений КПД близких к данным, но в реальности это невозможно.
Таким образом, единственно верное утверждение здесь — КПД теплового двигателя всегда меньше 100% (третье утверждение).