Для определения КПД теплового двигателя, работающего между двумя температурными резервуарами, можно использовать формулу для идеального теплового двигателя Карно. КПД (коэффициент полезного действия) теплового двигателя Карно определяется следующим образом:
[
\eta = 1 - \frac{T{\text{х}}}{T{\text{г}}}
]
где:
- (\eta) — КПД двигателя,
- (T_{\text{х}}) — температура холодного резервуара (температура окружающей среды) в кельвинах,
- (T_{\text{г}}) — температура горячего резервуара (рабочая температура двигателя) в кельвинах.
Для начала необходимо перевести температуры из градусов Цельсия в кельвины, так как расчеты в термодинамике ведутся в абсолютной температурной шкале. Чтобы перевести градусы Цельсия в кельвины, добавьте 273.15.
Итак, температура горячего резервуара (125°C) в кельвинах:
[
T_{\text{г}} = 125 + 273.15 = 398.15 \, \text{K}
]
Температура холодного резервуара (25°C) в кельвинах:
[
T_{\text{х}} = 25 + 273.15 = 298.15 \, \text{K}
]
Теперь подставим эти значения в формулу для КПД:
[
\eta = 1 - \frac{298.15}{398.15}
]
Вычислим значение:
[
\eta = 1 - 0.749 = 0.251
]
Таким образом, максимальный теоретический КПД данного теплового двигателя, работающего по циклу Карно между температурами 125°C и 25°C, составляет 25.1%.
Важно понять, что реальный двигатель всегда будет иметь меньший КПД, чем двигатель Карно, из-за различных потерь, таких как трение, теплопроводность и другие необратимые процессы. Однако этот расчет дает представление о максимальном возможном КПД для данного температурного диапазона.