Чтобы определить силу давления пассажиров на пол кабины лифта, необходимо учитывать эффект ускорения на вес пассажиров. Начнем с рассмотрения каждой ситуации отдельно.
Основная формула
Сила давления на пол лифта равна силе реакции опоры (N), которая в общем случае равна:
[ N = m(g \pm a), ]
где:
- ( m = 150 \, \text{кг} ) — масса пассажиров,
- ( g = 9.8 \, \text{м/с}^2 ) — ускорение свободного падения,
- ( a = 0.6 \, \text{м/с}^2 ) — ускорение лифта (знак зависит от направления движения).
а) Спуск с ускорением (0.6 \, \text{м/с}^2)
При спуске с ускорением, ускорение лифта направлено вниз. В этом случае:
[ N = m(g - a). ]
Подставим значения:
[ N = 150 \times (9.8 - 0.6) = 150 \times 9.2 = 1380 \, \text{Н}. ]
б) Подъем с ускорением (0.6 \, \text{м/с}^2)
При подъеме с ускорением, ускорение лифта направлено вверх. В этом случае:
[ N = m(g + a). ]
Подставим значения:
[ N = 150 \times (9.8 + 0.6) = 150 \times 10.4 = 1560 \, \text{Н}. ]
в) Равномерное движение
При равномерном движении ускорение лифта равно нулю, то есть ( a = 0 ). Таким образом:
[ N = mg. ]
Подставим значения:
[ N = 150 \times 9.8 = 1470 \, \text{Н}. ]
Итог
- При спуске с ускорением сила давления составляет (1380 \, \text{Н}).
- При подъеме с ускорением сила давления составляет (1560 \, \text{Н}).
- При равномерном движении сила давления составляет (1470 \, \text{Н}).
Таким образом, изменение ускорения лифта влияет на силу давления пассажиров на пол кабины: при ускорении вверх сила увеличивается, а при ускорении вниз — уменьшается.