При движении автомобиля юзом, основным фактором, определяющим ускорение торможения, является сила трения между шинами автомобиля и дорогой. Давайте разберемся, как рассчитать ускорение и время остановки автомобиля.
- Определение силы трения:
Сила трения ( F_{\text{тр}} ) может быть рассчитана по формуле:
[ F_{\text{тр}} = \mu \cdot N ]
где
- ( \mu ) — коэффициент трения (в данном случае, 0.8),
- ( N ) — сила нормальной реакции, которая для горизонтальной поверхности равна силе тяжести ( N = mg ),
- ( m ) — масса автомобиля,
- ( g ) — ускорение свободного падения (примерно 9.8 м/с²).
- Определение ускорения:
Сила трения является единственной горизонтальной силой, действующей на автомобиль, и она направлена противоположно движению. По второму закону Ньютона ( ( F = ma ) ), можно выразить ускорение:
[ F_{\text{тр}} = ma ]
Подставим ( F_{\text{тр}} ):
[ \mu \cdot mg = ma ]
Сократим массу ( m ):
[ \mu g = a ]
Теперь подставим значения ( \mu = 0.8 ) и ( g = 9.8 ) м/с²:
[ a = 0.8 \cdot 9.8 ]
[ a = 7.84 \text{ м/с}^2 ]
Ускорение будет отрицательным, так как направлено против движения:
[ a = -7.84 \text{ м/с}^2 ]
- Определение времени остановки:
Время остановки можно найти, используя уравнение движения с постоянным ускорением:
[ v = v_0 + at ]
где
- ( v ) — конечная скорость (0 м/с, так как автомобиль останавливается),
- ( v_0 ) — начальная скорость (20 м/с),
- ( a ) — ускорение (-7.84 м/с²),
- ( t ) — время торможения.
Подставим известные значения:
[ 0 = 20 + (-7.84)t ]
Решим уравнение относительно ( t ):
[ -7.84t = -20 ]
[ t = \frac{20}{7.84} ]
[ t \approx 2.55 \text{ секунд} ]
Таким образом, автомобиль движется с ускорением ( -7.84 \text{ м/с}^2 ) и останавливается через приблизительно 2.55 секунд после начала торможения.